Rambler's Top100
 
 
 
 
 
 
 
   
 
Свадьбы разных народов >> Карельские свадебные традиции
 

Карельские свадебные традиции

 

Как и всюду, в Карелии свадьба начиналась со знакомства парня и девушки. Для этого устраивались сборные посиделки. Они организовывались в каждой деревне. Девушки на три дня нанимали избу, приглашали девушек и парней из других деревень. Сами они стояли около печи или дверей, а парней сажали на скамейки и спрашивали, с кем из девушек они желают провести вечер. Парню приводили понравившуюся ему девушку, и они весь вечер вместе сидели или танцевали. На посиделках договаривались о женитьбе. Парень делал предложение девушке, предварительно посоветовавшись со своими родителями, и договаривался с ней, когда присылать сватов. Если парень был не уверен, что девушка на самом деле выйдет за него замуж, он просил, чтобы она дала ему «заклад»: шерстяной платок, золотое кольцо. Если парень посылал сватов и ему отказывали, то заклад оставался у него, и он потом пропивал его вместе с товарищами. Если же парень делал предложение девушке и она давала согласие, то на следующий день та собирала одежду и вместе с женихом уходила в его дом. Такая женитьба называлась «женился украдкой». «Женились украдкой» и по настоянию родителей. В этом cлучае свадьба «уходом» давала родственникам жениха и невесты возможность избежать лишних и зачастую непосильных свадебных расходов.

Вторым этапом свадебного обряда было сватовство. В отдельных семьях отец единолично решал вопрос, кого призвать в качестве сватов и кому послать сватов, а в некоторых семьях эти вопросы решались на семейном совете и с участием сына. Прежде чем послать сватов, подбирали такую семью, которая по материальному положению соответствовала бы семье жениха. При этом учитывалось и то, сколько братьев у жениха, какая доля ему достанется, если они будут делиться. Свата выбирали или из родственников, или из самых хороших знакомых, такого, который мог выгодно рассказать о женихе, о его положительных качествах и материальном положении. Родители невесты интересовались следующими вопросами: сколько у родителей жениха земли, сколько скота, какая постройка, сколько братьев и сестер. Карельская поговорка гласила, что лучше иметь девять братьев, чем одну незамужнюю сестру.

Сваты обязаны были договориться относительно приданого. Кроме одежды и денег в приданое давали корову, а иногда и овечку. Как правило, свататься ходили жених и сват, а иногда и отец жениха. Сватов всегда принимали уважительно, сажали в передний угол под иконами, угощали чаем и водкой. Вместе с ними садились за стол мать и отец невесты. Девушка по прибытии сватов обычно куда-нибудь скрывалась из избы: в клеть, в горницу, к соседям, иногда в подполье. Проведя некоторое время в переговорах с родителями девушки, сваты начинали требовать, чтобы им показали невесту. Ее приводил кто-нибудь из ее родственников или соседка. И она должна была во время чаепития разливать им чай. Это было одним из способов испытания. Считалось «признаком нехозяйственности», если девушка при этом расплещет чай. Во время угощения в дом заходили девушки, подруги невесты. Они стояли около двери и величали невесту и жениха князем и княгиней. За это жених давал девушкам денег на семечки. Если он не давал денег, что случалось очень редко, тогда девушки пели:

Сваты, сваты сказали что богаты, а они не богаты, обуты в березовые сапоги, опоясаны лыком.

Прежде чем сваты уезжали домой, родители девушки договаривались с ними, когда они приедут смотреть дом жениха. В заранее согласованное время родители невесты вместе с родственниками, иногда и невеста, отправлялись к жениху. Осмотру подвергались дом, домашнее имущество и даже хозяйственные постройки, скот. Жених и его родня старались, естественно, показать товар лицом. Закончив осмотр хозяйства жениха, стороны приступали к деловым переговорам: согласовывался вопрос о приданом, о дарах со стороны невесты, решался вопрос о «деньгах за голову», которые сторона невесты требовала с жениха. «Деньги за голову» рассматривались как плата родителям невесты за то, что они вырастили и воспитали ее.

Далее происходил обряд скрепления брачного договора, который обычно состоял из следующих действий: богомолья, собственно рукобитья, угощения и одаривания. Перед свадьбой невеста обходила родных, близких. Устраивалась «девичья баня» с расплетанием косы. После бани обычно происходило угощение невесты и ее подруг. Невеста предлагала угощенье подругам, приговаривая: «Ешьте, милые подруженьки, последний ужин со мной». Начиналась подготовка к венчанию. Утром к дому невесты подъезжали дружки. Выходил отец невесты и приглашал их в дом, наливал им вина и пива. В это время мать и прибывшие родственники начинали расчесывать волосы у невесты. После этого брат невесты помогал ей обуться. Невеста плакала и причитала: «Куда вы меня одеваете, торопите к золотым венцам?» Когда невеста была одета к венцу, мать благословляла ее хлебом-солью, а отец — иконой. Невеста начинала молиться, плакала и причитала (конец XIX- начало XX вв.):

  • Вы мои дорогие и милые,
  • Несравненные кормилицы,
  • Не прошу у вас я ни золота, ни серебра,
  • Прошу у вас благословения на счастье.
  • Благословите меня в последний раз
  • Перед золотым венцом.
  • Мне очень тяжело расставаться
  • Со своим родным домом.

Подружки брали невесту за руки и обходили с ней вокруг стола, дружки шли впереди, потом выходили на улицу, усаживали невесту в сани и ехали в церковь. Предварительно жених договаривался со священником о времени венчания и об этом сообщал родным невесты. К этому времени ее привозили в церковь, где уже ждал жених. Жених с невестой становились на специально разостланный кусок материи; венчание происходило так же, как и в настоящее время. За службу священник и дьякон получали по полотенцу, также им дарили и кусок материи, на котором стояли жених и невеста.

После этого свадебная процессия ехала на лошадях, запряженных в сани, в дом невесты. С какой бы стороны они ни подъезжали к деревне, нужно было проехать через ворота, которые находились у околицы. Ребята загораживали их, не пропускали свадебную процессию, требовали деньги и водку за невесту. Жених расплачивался с ними. После этого заграждения снимались, и свадебная процессия ехала к дому. Лошадей не распрягали. Дружки и гости входили в дом. Дружки плеткой крестили двери сеней и избы. Все садились за столы. Непременным угощением являлось пиво, водка, на закуску подавали селедку, пироги, соленые грибы, а иногда и мясо. Через некоторое время в избу пускали всех любопытных. Гости за столом сидели долго, вели разговоры, а посторонние наблюдали за ними. Затем гости начинали собираться домой и приглашали всю родню невесты поехать в дом жениха. Невесту одевали. Отец и мать с иконой и ковригой хлеба благословляли молодых. Затем они садились в сани и ехали к жениху. Там их встречали его мать с иконой и отец с лукошком зерна, которым он осыпал молодых. По мнению родителей, чем больше пристанет зерен к жениху и невесте, тем счастливее они будут. В некоторых деревнях, когда жених и невеста выходили из саней, мать жениха расстилала им под ноги шубу шерстью вверх, чтобы молодые жили богато. Потом гостей угощали.

После пиршества отец и мать жениха опять благословляли жениха и невесту и отправляли их спать в клеть. На другой день утром, когда молодые просыпались, в клеть входила мать жениха и бросала на пол горшок. Молодые собирали черепки. Потом шли в избу и садились на лавку. На колени невесте сажали маленькую девочку, она ей дарила поясок. Один из родственников жениха, чаще брат, бросал на пол деньги. Невеста подметала пол, собирала деньги и тому, кто их бросил, дарила носовой платок. Днем жених и невеста носили ушатом воду, а кто-нибудь пытался опрокинуть ушат, вылить воду. Невеста опять откупалась платком.

На другой день мать и отец вместе с молодыми отправлялись в гости к родителям невесты. Там они гостили два дня. После свадьбы невеста становилась снохой.

 
 
Свадьбы разных народов >> Карельские свадебные традиции
Как ни требовательны люди в любви, все же они прощают больше провинностей тем, кого любят, нежели тем, с кем дружат.
Блез Паскаль