Rambler's Top100
 
 
 
 
 
 
 
   
 
 

После свадьбы

 



Хотя многие черты свадебной обрядности заимствуются цыганами у окружающего населения, происходит это выборочно. Так у цыган не привился русский обычай, когда гости кричат: "Горько!", требуя поцелуя жениха и невесты. Подобные открытые проявления чувств считаются неприличными.

После свадьбы молодые некоторое время обязательно жили вместе с родителями мужа. Время совместного проживания зависело от материального достатка семьи, а, главным образом, от желания родителей. Чтобы отделить молодую семью необходимо купить лошадь, повозку, палатку. Когда всё это становилось возможным, отец отделял сына (такой раздел у кэлдэраров назывался дэбэшка). Если в семье был второй сын, и он женился, первого отделяли скорее. Иногда по два-три поколения жили в одной палатке и вели общее хозяйство, то есть это были сложные семьи. Надо заметить, что один из сыновей, как правило младший, должен был обязательно жить с родителями. Это была своеобразная форма пенсионного обеспечения - мудрый обычай, поддерживавший человека в старости.

Смешанные браки с представителями других национальностей бывают, но редко. Раньше они не приветствовались, теперь к ним относятся более терпимо, руководствуюсь интернациональным принципом - лишь бы человек был хороший.

Тенденция сокращения рождаемости коснулась и традиционно многодетных цыганских семей. Сегодня количество детей в них не превышает двух (в крайнем случае, трех) малышей. Четверо детей - уже редкость.

В вопросе о свадебных подарках среди современных цыган нет единства. Например, украинские сэрвы нередко объявляют "свадьбу с дарами" - это значит, что от гостей ждут довольно крупных сумм. Человек с микрофоном объявляет, кто сколько дал. Понятно, что на глазах у всего зала неудобно жертвовать гроши. Более того: в самом начале торжества устроители "выпускают" вперед родственников, которые преподносят жениху и невесте уж и вовсе огромные суммы ("подбивая" остальных на солидные суммы даров).

А вот "кишиневцы", напротив, говорят: "Нельзя превращать женитьбу в коммерческое предприятие. Люди приходят, чтобы разделить с нами радость!" Родственникам здесь вообще возбраняется одаривать молодых прилюдно. Хочешь поддержать молодую семью, делай это за закрытыми дверями, и не ставь гостей в неловкое положение.

На бракосочетании венгерских цыган в Закарпатье гости могут платить за то, чтобы потанцевать с невестой. По свидетельству очевидцев, на такой свадьбе устроено все было весьма деликатно. Желающие собирались в круг. Возле новобрачной стоял человек с подносом, накрытым полотенцем. Тот, кто выходил плясать, клал деньги под полотенце - и никто не видел, сколько он внес. Единственный минус этого обычая состоит в том, что танцы могут длиться очень долго. К исходу второго часа на невесту бывает жалко смотреть. Партнеры меняются ежеминутно - а она-то нет! Родные же, конечно, побуждают девушку держаться как можно дольше: от ее выносливости зависит все благосостояние семьи в первые месяцы.

В заключение скажем: до сих пор цыганская свадьба - событие чрезвычайное. По размаху и удали равных ей в России нет. Ни "новый русский", ни даже какой-нибудь олигарх тут и в подметки не годятся. Не в смысле богатства - в широте души, в забубенности. Ну, скажем, кто из них смог бы на свадьбу любимой дочери кинуть всю свою мошну, без остатка, весь свой нынешний день, не думая о завтрашнем: будет день - будет пища. Пожалуй, никто. У цыган же (хоть и круто изменилась их жизнь в эпоху наших цивилизаций) в главных поступках по-прежнему - свобода и воля.

 
 
Брак не может быть счастливым, если супруги до вступления в союз не узнали в совершенстве нравы, привычки и характеры друг друга.
О. Бальзак, французский писатель