Rambler's Top100
 
 
 
 
 
 
 
   
 
Свадьбы разных народов >> Свадебные традиции Англии >> Свадебные традиции англичан
 

Свадебные традиции англичан

 

Для англичан издавна выбор дня и месяца свадьбы очень важен. Это касалось и тех, кто не устраивал свадьбу, а просто регистрировал брак. Май, как правило, считался неудачным месяцем. У англичан в ходу были поговорки: «браки в мае несчастливы», « вступать в брак в мае — навсегда раскаяться». Вступление в брак в Великий Пост тоже предвещало неудачу. Наиболее благоприятным временем для свадеб считалась неделя после Троицына дня. Из всех дней недели самым удачным днем для заключения брака называли среду.

День свадьбы предусматривал строгое соблюдение традиций. По пути следования свадебного поезда разбрасывали цветы: болотный ирис, розмарин, ноготки. Нередко путь усеивали тростником, ракитником, а также пшеницей. В свадебный поезд помимо жениха и невесты входили их родители, подружки невесты (обычно ее сестры, близкие родственницы и подруги), а также сестры жениха и его дружки, родственники и друзья невесты и жениха.

Подружки невесты, обычно их было человек шесть, были одеты в платья, фасон и цвет которых выбирала сама невеста, а ее мать оплачивала их стоимость. Среди этих подружек всегда была главная, она располагалась за невестой и в ходе церемонии несла букет невесты.

Дружка жениха, которым обычно был брат, родственник или его друг морально поддерживал его до свадьбы, платил гонорар священнику и чаевые церковнослужителям, а также вручал кольца жениху в церкви. Он должен был ухаживать за подружками невесты во время угощения и отвечать за произносимые тосты.

Шаферы, как правило, стояли внутри церкви и спрашивали каждого из гостей: «Невеста или жених?» Друзей невесты они помещали налево от придела, друзей жениха — направо. Подобную процедуру они проделывали и во время рассаживания гостей за столом. Шаферы раздавали гостям в церкви бланки с текстом проповедей, если они не были заранее разложены на церковных скамьях.

Отца невесты, если он не присутствовал на церемонии, мог заменить ее брат, близкий родственник или даже друг семьи. Почетная роль посаженного отца доставалась отцу жениха. Он вел невесту к алтарю, а также отвечал на некоторые вопросы священника во время венчания, и в принципе управлял всей свадьбой.

Все эти лица собирались утром у дома будущих новобрачных. Украшением входной двери дома невесты белыми цветами и веточками мирта из букета невесты обычно занималась ее главная подружка. Считалось, что, если этим займется сама невеста, то ее семейная жизнь будет неудачной.

По традиции нередко в церковь отправлялись с пением в сопровождении музыкантов, которые играли на скрипках и дудках. Пели многоголосые свадебные песни, названия которых сохранились еще со времен поселения на Британских островах англосаксов. Вперемежку с песнями, представители мужского пола, сопровождавшие свадебный поезд к церкви, усердно стреляли из ружей, что, по народным верованиям, отпугивало злую силу, которая в результате не могла навредить новобрачным; по ходу продвижения свадебного поезда устраивали скачки на лошадях.

Иногда свадебный поезд трижды огибал по часовой стрелке — на счастье — церковь. Считалось очень плохим знаком, если во время венчания начинался бой часов. Поэтому предпочитали немного подождать перед входом, пока они пробьют. По прибытии к церкви перед входом в нее прежде соблюдалось много старинных обычаев: жених и невеста перепрыгивали через скамью, поставленную поперек входа в церковь, что символизировало удачное преодоление ими всех преград в их будущей семейной жизни. При этом невеста как будто невзначай теряла с ноги подвязку, которую немедленно подхватывали молодые мужчины и с триумфом шли вокруг церкви.

В Сомерсете на пути свадебного поезда протягивали веревку, украшенную цветами, или запирали перед ним церковные ворота. В этих случаях жених должен был выкупить путь деньгами.

В Беркшире верили, что тот из молодых, кто первым поставит ногу на крутую церковную ступень, будет в дальнейшем властвовать в доме. Венчание должно было состояться в течение трех месяцев после оглашения в церкви, украшенной белыми цветами и синим орнаментом в середине восточного окна. Группа лиц со стороны невесты располагалась на левом крыле, со стороны жениха — на правом; подруги и друзья — по обе стороны.

После церемонии венчания новобрачные торжественно спускались со ступеней алтаря и в сопровождении родителей, ближайших родственников, шаферов, подружек невесты шли в ризницу подписывать свидетельство. Все перечисленные выше элементы венчания перешли из XIX столетия в XX в нетронутом виде, несмотря на то, что одновременно существовала и неполная церемония, обусловленная теми или иными обстоятельствами, что, например, описано в романе Чарльза Диккенса «Большие надежды»: на венчании Уэммика с мисс Скиффинс присутствовали лишь отец жениха, исполнявший роль посаженного отца, друг Уэммика в качестве шафера, а также маленькая хлипкая привратница в детском чепчике, притворявшаяся закадычной подругой мисс Скиффинс.

Венчание происходило обычно между 8 часами утра и 12 часами дня. Гражданский же брак заключался с 8 часов утра до 18 часов вечера в отделе записи актов гражданского состояния в здании регистрации в присутствии уполномоченного лица. Уведомление об этом давалось одному из партнеров, если жених и невеста проживали в течение семи дней в одном округе. В случае если они проживали в различных округах, уведомление предназначалось тому из партнеров, кто сделал заявление. Регистрация брака в этом случае происходила в регистратуре подавшего заявление и должна была состояться в течение 21 дня после того, как получено уведомление. Данная церемония характеризовалась скучным и торопливым обрядом, и многие девушки мечтали о «белой свадьбе», т.е. о венчании в церкви.

В противоположность протестантам обряд церковного венчания у католиков был первым и необходимым условием заключения брака. В целом же обряд венчания в церкви у протестантов мало чем отличался от того же обряда у католиков.

В некоторых местностях, например в Девоне, молодые, направляясь после венчания к своему дому, получали от какой-либо старухи в дар корзину с орехами («изобилие орехов — изобилие колыбелей»). В сельских свадьбах Шропшира до конца 40-х годов XIX в. на церковные ворота подвешивались собранные по всему селу серебряные ложки, высокие пивные кружки с крышками, часы, украшения; перезвон всех этих вещей предвещал паре обилие детей. На свадьбах в Ноттингемшире молодых осыпали пшеницей, весело крича: «Хлеб для жизни и пудинг навсегда!» Символом счастья являлись также ботинки. На одной из свадеб, состоявшейся в I860 г. в Лестершире, брат невесты по пути следования из церкви домой швырнул на дорогу из свадебного экипажа огромный старый башмак, и подружки невесты, не жалея свои красивых платьев, ринулись за ним на пыльную дорогу. Та, кто первой схватила башмак, по поверью, первой и выйдет замуж. Такой ботинок обычно висел в доме на белой атласной ленте.

Свадьбы севера Англии были отмечены более буйным весельем с неистовыми состязаниями молодых парней из-за приносящей счастье подвязки невесты. Иногда подвязки заменялись длинными белыми лентами, ради которых устраивались состязания после венчания. Этот обычай в Северной Англии дожил до 40-х годов XIX в. Мужчины после венчания садились на коней и бешено скакали к дому новобрачных; там около дверей победитель на коленях ожидал свой приз. Новобрачная, подняв подол платья и обнажив ногу, протягивала ее победителю, желая ему и его возлюбленной при этом счастья в будущем. Нередко состязались из-за чашки с бульоном, приправленным овощами, иногда из-за поцелуя новобрачной. Все эти игры сопровождались стрельбой из ружей.

В свадебном застолье главная роль отводилась пирогу. В Суссексе, например, в пирог помещали жареную курицу, наполненную сваренными вкрутую яйцами. Такой пирог невесте следовало разрезать самой.

Иногда после пирога гостям предлагался позит — горячий напиток из молока, вина и пряностей. Его подавали в огромном котле, на дно которого клали обручальное кольцо. Сумевший достать его первым из присутствовавших холостых мужчин, согласно поверью, женится первым. После окончания застолья, которое могло продолжаться еще несколько дней, но не больше недели и на средства самих приглашенных, новобрачная первая переступала порог своего нового дома.

В Девоне порог поливали кипятком, и новобрачная на счастье смачивала в нем свои туфли. При входе в дом с фасада она попадала в комнату, где находился камин — символ ее роли в доме как хранительницы очага и хозяйки. Если новобрачная спотыкалась, то это рассматривалось как зловещая примета, и поэтому во многих местах Англии ее проносили над порогом. Затем подружки сопровождали ее в спальню и укладывали в постель. Их обязанностью было следить за тем, чтобы в постели не оказалось игл, булавок и прочих острых предметов. Они могли принести новобрачным несчастье.

На этом, собственно, и заканчивался свадебный обряд; на молодоженах лежала только моральная обязанность — одарить впоследствии тех, кто в будущем сам будет вступать в брак и кто принес им на свадьбу подарки. Буквально на следующий день после свадьбы они начинали жить отдельной семьей, не зависящей ни от кого и не обязанной никому ничем.

Такая свадьба, как она описана выше, почти полностью исчезла в Англии к середине XIX века. И самые бедные, и представители среднезажиточного слоя, предпочитали обходиться без такого дорогостоящего обряда. В лучшем случае они венчались в церкви в присутствии очень тесного круга лиц, а застолье — чаще всего это был завтрак — устраивали где-нибудь в приличной кухмистерской или в кафе.

Помимо оплаты самого обряда венчания жених должен был оплатить цветы в церкви, угощение, кольца, лицензию, гонорары священнику, органисту и хору, чаевые священнослужителям, листы, на которых печатался текст службы, включая гимны и псалмы, букеты для матерей — своей и невесты, а также букеты для невесты и ее подружек, бутоньерки шаферов, мелкие подарки подружкам невесты. Кроме того, он должен был дать во время помолвки своей невесте кольцо на память с полудрагоценным камнем, стоимость которого колебалась в пределах пяти фунтов. Оно надевалось на безымянный палец левой руки, и после свадьбы его носили вместе с обручальным кольцом.

На протяжении XIX века общепринятым для невест было белое подвенечное платье. Материал подбирали преимущественно плотный: тяжелый шелк, бархат, атлас. На него нашивали белые кружева. Женщины, вступавшие в брак повторно, и вдовы, вновь выходившие замуж, одевались в платья, соответствующие той моде, которая господствовала в данное время, или очень часто надевали голубое платье, что имело место и в начале XX века.

Мужчины с 20-х годов XIX в. для свадебной церемонии надевали сюртуки с длинными фалдами и короткой талией, голубого цвета, узкие панталоны из трико, не доходящие немного до щиколотки, черные чулки и лакированные башмаки; с 30-х годов в моде были длинные черные штаны со штрипками и фраки из черного сатина с белыми жилетами. В 50-е годы мужчины вместо фрака надевали пиджак. Разведенные венчались в особых церквях; они не имели права носить и обручальные кольца. Представители малообеспеченных слоев населения также из экономии предпочитали регистрировать брак и даже венчаться в церкви в своей лучшей повседневной одежде. Но во всех слоях общества было принято по случаю помолвки или заключения брачного союза надевать (как женщинам, так и мужчинам) белые перчатки.

В Англии имела место традиция, когда новобрачные, в зависимости от средств, совершали свадебное путешествие. Одни уезжали за границу, другие — на несколько дней в соседнее село или город.

 
 
Свадьбы разных народов >> Свадебные традиции Англии >> Свадебные традиции англичан
В древнерусском браке не пары подбирались по готовым чувствам и характерам, а характеры и чувства вырабатывались по подобранным парам.
В. Ключевский, русский историк